|
|
Как развивается речь ребёнка.
«Мама», «папа», «баба», «дай» - первые слова большинства детей. Дети начинают говорить в возрасте 12-15 месяцев, однако развитие речи начинается гораздо раньше. Уже в младенческом возрасте ребенок постоянно тренируется в произнесении звуков, щелкает языком, булькает, лопочет.
В обучении речи решающее значение имеет общение родителей с ребенком. Мать и отец оказывают ребенку бесценную помощь, когда говорят с ним, напевают, повторяют стишки, рассматривают вместе книжки с картинками. Следующие важные предпосылки для развития речи – хороший слух и хорошо тренированные «инструменты», т.е. губы, язык и мышцы рта. Но для развития речи надо тренировать не только рот. Сегодня известно: речь зависит и от степени развития моторики, особенно тонкой моторики рук. Причину этого предполагают в наличии связей между соответствующими областями головного мозга. Обучению речи помогают игры, развивающие ловкость рук, а так же прыжки и беготня. Например, игры с пальцами («Это большой пальчик...»), которые начинают уже с грудным младенцем. Позднее ребенок может нанизывать на нитку крупные бусы ( с полутора лет), рисовать ( примерно с 2 лет), застегивать и расстегивать кнопки на одежде ( с 2,5 лет), вырезать что-либо ножницами (примерно с 3 лет). Другие возможности для развития речи:
Уже в грудном возрасте обращайте внимание ребенка на шумы: «Послушай, как шумит поезд ( лает собака, гудит машина и т. д.)». С ребенком постарше можно вместе подражать шумам.
Со второго года жизни годятся все игры, связанные с движением рта: например, вытягивать язык, посылать воздушный поцелуй, пускать мыльные пузыри. Идеальные игрушки для обучения речи- леденцы на палочке ( не слишком часто, чтобы не испортить зубы), соломинки ( сосать и дуть), свисткию
Никогда не критикуйте, если ребенок неправильно выговаривает какие-то слова или предложения, не принуждайте ребенка повторять их, произнося правильно. Лучше самому правильно повторить сказанное.
Упражнения для язычка
Гимнастика для рук и ног – дело привычное и знакомое. Понятно для чего тренируем мышцы – чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без косточек»? Оказывается, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки звукопроизношения отягощают эмоционально – психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Во избежании этой проблемы с ребенком необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой ка можно раньше.
Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети 5-6 лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык ( за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция – автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему : «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5- 7 минут.
Проводить артикуляционную гимнастику лучше в виде сказки.
«Весёлый язычок жил в домике, домик медленно открывался и закрывался(5 раз открыть и зарыть рот). Вокруг домика был заборчик, улыбнулись (губы растянуты в улыбке, видны нижние и верхние зуб). Губки пошалили и спрятали заборчик (закрыть зубы), вытнулись в трубочку. Улыбнулись – заборчик, спрятали заборчик – трубочка (повторить упражнение несколько раз). Губки сделали хоботок и стали играть в слонёнка (сомкнутые губы вытянуты вперёд). Слонёнок поднял хоботок вверх, опустил, поднял, опустил, повернул направо, налево, направо, налево (движения вытянутыми в хоботок губами выполнить несколько раз). Весело губкам, надоело и язычку тихо лежать. Язычок запел: «И» (губы раздвинуты в улыбке), «У» (губы вытянуты в трубочку), «И-У-И-У». Хорошо поёт язычок! Но пора работой заняться: мост построить (кончик языка упирается во внутреннюю поверхность нижних резцов, средняя часть языка поднята – «мостик»), да крышу покрасить (прогладить кончиком языка небо от верхних резцов вглубь до мягкого нёба). Потрудился язычок, проголодался, решил орешки пощелкать (при закрытом рте кончик языка упирается во внутреннюю поверхность правой щеки, затем левой, правой, левой и т.п. – «перекатывание орешков»). Поел язычок и опять играть, на лошадке скакать («цоканье» языком). Устала лошадка, устал и язычок. Пора спать. Иди, язычок домой (язык лежит в полости рта, рот закрыт)».
|